Как восстановить инвестиционный доход по военной ипотеке. Обзор судебной практики | mlds.ru (Молодострой)

Обзор судебной практики по вопросу несвоевременного включения в реестр и восстановления упущенного инвестиционного дохода

1048
21 минута
Обзор судебной практики по вопросу несвоевременного включения в реестр и восстановления упущенного инвестиционного дохода. Детальное изображение

Если Вам потребуется профессиональная юридическая помощь, звоните
8-800-302-22-65
Информация о юридических услугах, порядке и сроках их оказания здесь:
Адвокат и юрист по военной ипотеке


Нередко случается так, что военнослужащих несвоевременно включают в реестр участников НИС:

  • добровольные категории сталкиваются с утерей рапорта на включение в реестр;
  • обязательные категории сталкиваются с бездействием должностных лиц, выражающимся в не подготовке сведений для включения в реестр и не направлении их в регистрирующий орган.

Несвоевременное включение влечет за собой утрату инвестиционного дохода, ведь накопления передаются в доверительное управление лишь после открытия именного накопительного счета. Размер недополученной выгоды может достичь 1,5 млн рублей .

На момент публикации статьи в гарнизонных военных судах рассмотрено более 100 исковых заявлений о восстановлении инвестиционного дохода (подсчет велся по числу судебных актов, размещенных в открытом доступе).

Восстановление инвестиционного дохода

1. Как обосновать нарушение своего права

Для подачи искового заявления в суд и обоснования исковых требований военнослужащие прикладывали свою переписку с ФГКУ "Росвоенипотека" и (или) регистрирующим органом.

Обосновывая заявленные требования, истцы указывали, что после регистрации на Интернет-сайте ФГКУ «Росвоенипотека» они запросили и получили ответ с актуальным остатком денежных средств на счете. Данная сумма была гораздо ниже суммы, накопленной сослуживцами, подавшими документы с ними в одно время.

Из ответа ФГКУ «Росвоенипотека» им становилось известно, что меньший размер учтенных накоплений обусловлен тем, что доход от инвестирования накопительных взносов в определенный период не начислялся, поскольку в/сл своевременно не включили в Реестр.

Мы также рекомендуем воспользоваться нашим калькулятором и оценить размер упущенного инвестиционного дохода онлайн:

Калькулятор накоплений НИС

2. Куда и как подается заявление

Исковое заявление заявление подается в гарнизонный военный суд. Дела подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), в виде административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностного лица (органа военного управления).

* См. разъяснения, содержащиеся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе».

Требования к форме и содержанию административного искового заявления установлены ст. 125 и 126 КАС РФ.

3. Кто ответчик

Ответчиками в изученных нами делах являлись:

  • командир части (ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»)
  • ведомство, в т.ч. в лице регистрирующего органа и органа финансового обеспечения (положение о ведомстве, утвержденное Указом Президента РФ)
  • ФГКУ "Росвоенипотека" (п.1 Указа Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», п.1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»)

Исковые требования при этом заключались в следующем:

  • ФГКУ "Росвоенипотека" - определить величину недоначисленного инвестиционного дохода, истребовать рассчитанную сумму в ведомстве;
  • ведомству - довести до ФГКУ "Росвоенипотека" рассчитанный размер недополученных средств для зачисления на именной накопительный счет.

4. Какие документы потребуется приложить к исковому заявлению

Документы прикладываются в копиях, при себе необходимо иметь оригиналы.

  • переписка с ФГКУ "Росвоенипотека" и (или) регистрирующим органом;
  • выписка из послужного списка
  • контракты о прохождении военной службы
  • выписки из приказов о вступлении контрактов в силу, приказов о присвоении воинского звания или назначении на должность;
  • копия рапорта о включении в Реестр (оригинал должен храниться в личном деле);
  • копия материалов служебного разбирательства (административного расследования);
  • уведомление о включении в реестр;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Обращаем внимание, что это лишь примерный перечень. Необходимые документы для Вашего конкретного случая рекомендуем определить совместно с юристом, равно как и определить, какие дополнительные запросы и досудебная переписка могут потребоваться.
Обязательные требования к документам установлены ст. 126 КАС РФ.

5. Госпошлина

Размер государственной пошлины по административным делам составляет 300 руб. (ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный истец имеет право требовать компенсации уплаченной пошлины. В подавляющем большинстве случаев суд, удовлетворяя требования военнослужащих, взыскивал госпошлину с ведомства.

Но есть и иная позиция (см., например, дело № 2а-438/2018, рассмотренное Екатеринбургским гарнизонным военным судом):
По смыслу ст. 333.40 НК РФ в случае, если стороны освобождены от уплаты судебных расходов, указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Органы военного управления, к которым относятся административные ответчики, в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины. В этом случае пошлина была возвращена из бюджета.

6. Срок исковой давности

Срок для подачи административного искового заявления составляет всего 3 месяца. Отсчитывается он с момента, когда участник НИС узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Фактически это дата, когда участник НИС ознакомился с суммой на своем именном накопительном счете (ИНС).

Обратите внимание, что ведомственными приказами регламентируется Порядок предоставления информации о состоянии счетов участников НИС, который предусматривает обязательное информирование в/сл о состоянии их счетов. Учитывайте данное обстоятельство при определении срока для подачи иска в суд.

На практике иск можно подать и через несколько лет после того, как военнослужащего включили в реестр и прислали об этом уведомление. Главное - это дата, когда стало достоверно известно о сумме на именном накопительном счете и дата, когда военнослужащему отказали в восстановлении инвестдохода. Поэтому не отчаивайтесь, если после включения вас в реестр прошло более 3 месяцев - еще не все потеряно.

Какие возможны варианты:

Процессуальный срок при отсутствии явного отказа в восстановлении инвестдохода не может считаться пропущенным

Рассматривая дело № 2а-260/2018, Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд установил следующее:

  • рассматриваемые спорные административные правоотношения имеют длящийся характер, поскольку ФГКУ «Росвоенипотека», признавая факт несвоевременного включения в/сл в число участников НИС, указывало на отсутствие механизма восстановления его права на получение инвестиционного дохода, который был бы начислен в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, не отказывая в начислении оспариваемой суммы вовсе;
  • уполномоченным органом до в/сл не доводилось какое-либо решение, свидетельствующее о безусловном отказе в выплате суммы инвестиционного дохода ввиду несвоевременного включения в число участников НИС.
Процессуальный срок при заключении договора ЦЖЗ

Возможность обращения с заявлением в суд закон связывает со временем, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с моментом, когда гражданин осознал, что действиями (решениями) должностного лица нарушены его права и свободы.
Поскольку для рассматриваемой категории административных дел федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок, то в/сл после реализации своего права на получение целевого жилищного займа вправе был обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов в течение трёх месяцев с указанной даты (см., например, дело № 2а-18/2017 Наро-Фоминского гарнизонного военного суда)

7. Позиция по данному вопросу Росвоенипотеки и ведомств

ФГКУ "Росвоенипотека"

В общем случае, направляя отзыв на исковое заявление, ФГКУ "Росвоенипотека" придерживается следующей позиции:

Законодательством РФ не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены несвоевременно или не находились в Реестре. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, поскольку они являются величиной известной и установленной Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а выплата несуществующего инвестиционного дохода приведет к необоснованной нагрузке на федеральный бюджет.

Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия Счета, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти о включении военнослужащего в Реестр. Счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления. Учет накопительных взносов на Счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия Счета.

Поскольку инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний, которая зависит от многих факторов, то рассчитать точную величину инвестиционного дохода, который был бы учтён на именном накопительном счёте, не представляется возможным. Законодательством РФ не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не значились в реестре. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, поскольку они являются величиной известной и установленной Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Ведомства

Ведомства также иски не признают и просят в удовлетворении исковых требований отказать, обосновывая свою позицию следующим образом:

Именной накопительный счёт истцу восстановлен и ответчиком выполнены все требования и обязанности, возложенные законом, а получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода действующим законодательством не предусмотрено.

В/сл не может получить доход от инвестирования до момента открытия ему именного накопительного счёта с перечислением на него накопительных взносов, поскольку инвестирование и доход от него возможны лишь при использовании денежных средств, находящихся на ИНС военнослужащего. Кроме того, военнослужащий не является субъектом отношений по формированию и инвестированию накоплений, ведомство не полномочно доводить дополнительные лимиты бюджетных средств до ФГКУ «Росвоенипотека», а ИНС является лишь формой аналитического учёта, в связи с чем на него невозможно перечислить какую-либо сумму.

Требования участника НИС, касающиеся инвестиционного дохода, согласно положениям ст. 15 ГК РФ и рекомендациям в п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств», подлежат разрешению в порядке искового производства, поскольку связаны с упущенной выгодой, а не КАС РФ (см., например, дело № 2а–97–2018 Псковского гарнизонного военного суда).


Чью сторону принимает суд

До настоящего времени практика почти всегда складывалась в пользу участника НИС.

Упущенный инвестдоход подлежит начислению

(см., например: Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд - дело № 2а-408/2016, дело № 1-2а-141/2018; Полярнинский гарнизонный военный суд - дело № 2а-1/2018, Уссурийский гарнизонный военный суд - дело № 2А-39/2017, Владивостокский гарнизонный военный суд - дело № 2а-43/2019, Великоновгородский гарнизонный военный суд - дело № 2а-45/2018, Северодвинский гарнизонный военный суд - дело № 2а – 140/2016, Реутовский гарнизонный военный суд - дело № 2а-91/2017, Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд - дело № 2а-240/2018)
  • В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
    Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  • Согласно пп. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона, реализация права на жилище участниками НИС может осуществляться посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на Счетах участников и последующего использования этих накоплений, а также предоставлением целевого жилищного займа.
    В соответствии со ст. 6 Закона субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.
  • Статьей 7 Закона определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их Счетов. К числу функций уполномоченного федерального органа относится оформление получения в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на Счетах участников и проведение учета накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на Счетах участников.
  • В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников: 1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
  • Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
  • В соответствии с п.п. 2, 4 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, Счет открывается и ведется уполномоченным федеральным органом (ФГКУ «Росвоенипотека»). Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
  • Согласно ст. 17 Закона, накопления для жилищного обеспечения передаются ФГКУ «Росвоенипотека» в доверительное управление управляющим компаниям, которые, в свою очередь, инвестируют указанные средства в интересах участников НИС в разрешенные законодательством активы. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
  • Учет накоплений в меньшем размере, чем могло бы быть, создаёт угрозу нарушения его права, гарантированного пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
  • Отсутствие в действующем законодательстве прямого указания на учет инвестиционного дохода на ИНС участников НИС, которые были включены в реестр НИС несвоевременно, не свидетельствует о невозможности такого учета.
  • Возложение обязанности на ФГКУ «Росвоенипотека» по начислению на ИНС инвестиционного дохода, не влечет нарушения установленного порядка формирования накоплений участника НИС, а направлено на восстановления нарушенных прав административного истца. Вышеуказанная обязанность не будет являться необоснованной нагрузкой на федеральный бюджет.
  • Спор в отношении инвестдохода не является вытекающим из гражданско-правовых отношений, связанный с причинением вреда. Действиями (бездействием) должностных лиц были нарушены жилищные права административного истца - созданы препятствия для реализации им прав в полном объеме.

В случае ошибочного исключения и повторного включения в реестр ФГКУ "Росвоенипотека" должно самостоятельно рассчитать размер упущенного инвестдохода и запросить эти средства в ведомстве

В ходе рассмотрения дела № 2а-57/2018 Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд установил следующее:

  • Несмотря на то, что после выявления ошибки по исключению в/сл из реестра участников НИС жилищные органы добровольно восстановили его в нем, права истца не были восстановлены в полном объеме, поскольку при непрерывном нахождении в реестре он имел право на зачисление на свой именной накопительный счёт инвестиционного дохода. Начисление дохода произведено не было, чем нарушено право истца, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона.
  • Поскольку в/сл обратился в ФГКУ «Росвоенипотека» по вопросу восстановления его прав на получение инвестиционного дохода, то данное учреждение в пределах своей компетенции обязано было определить его размер и запросить установленным порядком у органа финансового обеспечения эти денежные средства для их последующего зачисления на ИНС. Бездействие ФГКУ «Росвоенипотека» незаконно.


Имеется и иная практика:

Неначисление инвестдохода не нарушает права военнослужащего до момента использования денежных средств на именном счете

В ходе рассмотрения дела № 2а-151/2018 Нальчикский гарнизонный военный суд установил следующее:

  • нахождение военнослужащего в реестре участников НИС до истребования и получения денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете, не дает оснований полагать, что это наличные денежные средства, которыми он имеет право распоряжаться;
  • до изъявления военнослужащим намерения использовать накопленные на его ИНС денежные средства и их получения они являются собственностью государства
  • пока военнослужащий не изъявил желания воспользоваться находящимися на его ИНС денежными средствами, неначисление на указанный счет инвестиционного дохода его прав не нарушает.

Доход от инвестирования может быть начислен только после открытия ИНС

(Красноярский гарнизонный военный суд - дело № 2а-108/2018, Воронежский гарнизонный военный суд - дело № 2а-191/2018)

  • Действующее законодательство связывает учет доходов от инвестирования накопительных взносов именно с первого числа месяца, следующего за датой открытия счета, поскольку до его открытия невозможно инвестировать куда-либо денежные средства, находящиеся на нем.
  • Поскольку у участника НИС в настоящее время отсутствует право на использование накоплений, учтенных на ИНС, и за получением целевого жилищного займа он установленным порядком не обращался, то его указание на нарушение его жилищных прав в виде возможной нехватки денежных средств на ИНС для приобретения жилья из-за позднего начала учета доходов от инвестирования накопительных взносов, носит неопределенный и предположительный характер. Помимо этого, военнослужащий – участник НИС не является субъектом отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения.

Был случай и преждевременного обращения в суд, когда у регистрирующего органа не истек установленный законом срок на направление сведений для открытия именного накопительного счета в ФГКУ "Росвоенипотека". В иске было отказано, поскольку требования заявлены преждевременно (дело № а-762/2018 Московского гарнизонного военного суда).

Военнослужащим, чьи права были нарушены, следует обращаться с гражданским иском

(см., например: Улан-Удэнский гарнизонный военный суд - дело № 2а-129/2018, Калужский гарнизонный военный суд - дела №№ 2а-23/2017 и 2а-39/2017, Ивановский гарнизонный военный суд - дела №№ 2а-97/2017 и 2а-98/2017, Смоленский гарнизонный военный суд - дело № 2-А-198/2018, Балашихинский гарнизонный военный суд - дело № 2а-42/2017)

  • В силу положений ст.1069 ГК РФ во взаимосвязи с общими положениями раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, ст.15 и 16 ГК РФ) вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами гражданину подлежит возмещению.
  • Учитывая, что неполучение доходов от инвестирования в силу положений статьи 15 ГК РФ является убытками, взыскание спорных денежных сумм должно производиться в порядке, определяемом статьей 16 ГК РФ, т.к. согласно названной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
  • Кроме того, в п. 15. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» так же определено, что публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
  • В соответствии с положениями ч.4 и 5 ст.1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в судах общей юрисдикции; а также не распространяются положения настоящего Кодекса на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Восстановление в реестре, восстановление накоплений и инвестдохода военнослужащих, проходивших службу в ВС Украины на территории Республики Крым и Севастополя

(Мурманский гарнизонный военный суд - дело № 2а-177/2018)

В соответствии с ФКЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» и изданных в его развитие Президентом РФ Указов от 31 марта 2014 года № 194, от 02 января 2015 года № 2, от 24 августа 2016 года № 428 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту» - военнослужащему, проходившему до 18 марта 2014 года военную службу по контракту в воинской части, входящей в состав вооружённых сил Украины на территории Республики Крым, была сохранена выслуга лет и воинское звание на день поступления на службу в ВС РФ, а также распространены права по обеспечению жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.

При обеспечении истца жилыми помещениями надлежит учитывать общую продолжительность его военной службы, дату поступления на военную службу в вооружённые силы Украины, дату получения первого воинского звания офицера и дату окончания военной образовательной организации.

Как следует из ч.1 ст.4 ФКЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ.

С учётом вышеизложенного и, принимая во внимание, что поскольку обязательным условием для реализации права на обеспечение жильём в качестве участника накопительно-ипотечной системы, помимо прохождения военнослужащим военной службы по контракту, является наличие у него гражданства Российской Федерации, которое участником НИС получено 21 марта 2014 года, при этом никаких исключений как ФКЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, так и Указы Президента РФ от 31 марта 2014 года № 194, от 02 января 2015 года № 2 и от 24 августа 2016 года № 428 на этот счет не содержат, суд приходит к выводу о том, что истец подлежал включению в реестр участников НИС только с 21 марта 2014 года, то есть с даты получения им гражданства РФ, которую в данном конкретном случае и надлежит считать датой возникновения у него основания для включения в реестр.


О взыскании судебных расходов

(дело № 2а-160/2018 Улан-Удэнский гарнизонный военный суд, дело № 2а–97–2018 Псковский гарнизонный военный суд, дело № 2а-58/2017 Оренбургский гарнизонный военный суд)

  • В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
  • При определении подлежащих возмещению административному истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и оплаты услуг за юридическую консультацию, подготовку заявления в суд, суд учитывает положения статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей присуждение стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
  • Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым на основании ст. 106 КАС РФ относятся в том числе расходы на проезд сторон, связанные с явкой в суд, и расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
  • Согласно абз. 1 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, учитывая положения ч. 4 ст. 2 КАС РФ, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
  • Исходя из пунктов 12, 13 указанного постановления, с учётом положений ст.ст. 3 и 45 КАС РФ, содержащих задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

По сложившейся практике суд определял к возмещению расходы в пределах госпошлины, стоимости доверенности и стоимости услуг юриста или адвоката в пределах 10.000 рублей.



Профессиональная юридическая помощь

Юристы по военной ипотеке. Молодострой Ру mlds млдс
i Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении досудебных запросов и непосредственно искового заявления.
Стоимость услуг вкладывается в сумму, возмещаемую судом (от 10.000 руб.)
Если же вам потребуется полноценное представительство в суде, такие услуги обойдутся существенно дороже.

Информация о юридических услугах, порядке и сроках их оказания здесь:
Адвокат и юрист по военной ипотеке


  • Комментарии
Загрузка комментариев...