Ранее мы неоднократно писали и обращали внимание на проблему недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения у участников НИС, несвоевременно включенных реестр (суть проблемы, обзор судебной практики).
До 2019 года ФГКУ "Росвоенипотека" в рамках административного судопроизводства производило расчет упущенного инвестдохода для несвоевременно включенных в реестр участников НИС. Средства истребовались в ведомствах, где такие участники НИС проходили службу, и зачислялись на именные накопительные счета. В информации об итогах функционирования НИС в 2018 году, подготовленной во исполнение постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 и утвержденной руководителем ФГКУ «Росвоенипотека», содержатся сведения о том, что по состоянию на 31 декабря 2018 года доход от начислений на ИНС по решениям судов составил 28 124 500 рублей. Это как раз суммы недополученного участниками НИС инвестиционного дохода.
Однако, все изменилось после проверки использования бюджетных средств, проведенной Казначейством. Федеральное казначейство в ходе плановой выездной проверки использования средств федерального бюджета на НИС за 2016-2018 годы в Минобороны России отметило недостатки при расчете возмещения недополученного инвестиционного дохода по исполнительным листам. В частности, проверкой было отмечено, что отсутствует утвержденная методика такого расчета.
Позиция ФГКУ Росвоенипотека в отношении расчета инвестдохода
В нашем распоряжении имеются типовые объяснения Учреждения о возможности произвести расчет упущенного инвестиционного дохода, которые предоставляются в суд начиная с осени 2019 года.
Суть объяснений ФГКУ сводится к следующему:
- Механизм восстановления инвестдохода, а также законные алгоритмы и формулы его расчета отсутствуют.
- Восстановление инвестдохода нарушает права и законные интересы других участников НИС, усугубляя уже имеющееся недофинансирование системы жилищного обеспечения.
- Не ранее 15-го года нахождения в НИС у военнослужащего должна возникнуть покупательная способность, позволяющая приобрести 54 квадратных метра жилой площади по усредненной норме, исходя из этого и должен рассчитываться размер возмещаемого инвестдохода.
- Учитывая установленный Минстроем России норматив стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, государство на сегодняшний день в полном объеме выполняет (перевыполняет) свои обязательства по жилищному обеспечению, даже без учета дохода от инвестирования.
Что не так в этих объяснениях
Напомним, что недополучение инвестиционного дохода возникает вследствие нераспорядительности должностных лиц: теряются рапорта на включение в реестр, документы не оформляются или оформляются с ошибками и не исправляются, не отслеживаются обязательные категории участников и пр. Т.е. проблема возникает отнюдь не по вине военнослужащего.
Как справедливо отмечают представители ФГКУ "Росвоенипотека" и как следует из замысла законодателей, качество приобретаемого участником НИС жилья зависит от продолжительности военной службы, а не от нуждаемости в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Конституцией также закреплен принцип равенства, в соответствии с которым любая необоснованная дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, не допустима. Соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с указанным принципом размер накоплений, учтенных на именных счетах участников, имеющих одинаковую продолжительность службы, должен быть также одинаковым. Каких-либо оговорок о том, что военнослужащий, который своевременно не был включен в реестр, права на инвестиционный доход не имеет, закон в настоящее время не содержит, равно как не содержал и ранее.
Одновременно, полагаем, неуместны и даже в какой-то мере опасны рассуждения ФГКУ "Росвоенипотека" в части покупательской способности участника НИС и норматива стоимости жилья.
Действительно, участники, включенные в реестр в 2005 году, на сегодняшний день могут приобрести за свои накопления больше, чем 54 кв.м жилья. В любом населенном пункте, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока, "бюджет" позволяет купить от 60 до 100 метров общей площади. Вместе с тем, те участники, кто воспользовался ипотечным кредитом, приобрели 50-60 кв.м жилья, но имеют на сегодняшний день существенный остаток задолженности по кредитам.
Рассуждая о выполнении государством своих обязательств, исходя из расчета стоимости нормативного метра жилья, можно прийти к тому, что участники НИС "сверхнормативно обогащаются" и нужно снижать или по крайней мере не индексировать накопительные взносы. Однако, это может усугубить и так незавидное положение тех, кто оформил ипотеку до 2018 года (до введения аннуитетных графиков), а также может иметь негативные последствия в случае возможного резкого роста цен на рынке недвижимости.
Как рассчитать упущенный инвестдоход. Формула
Учет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения производится ФГКУ "Росвоенипотека" на основе сведений от управляющих компаний. Учет производится ежеквартально по состоянию на последнее число последнего месяца квартала.
Ежегодно Учреждение публикует информацию об итогах функционирования НИС. Информация содержит сведения о размере накоплений, учтенных на ИНС участников, отдельно отражен размер инвестдохода для каждого года и месяца включения в реестр, начиная с января 2005 года. Таким образом, на начало каждого года имеются официальные усредненные данные о размере инвестдохода.
Осталось определить величину инвестдохода за текущий год, она пропорциональна размеру накоплений и длительности их нахождения в доверительном управлении.
Таким образом, видится следующая формула расчета:
УИД = ИД0 + ИДт*Д/Дт - ИДф, где
УИД - рассчитываемый упущенный инвестдоход;
ИД0 - усредненный инвестдоход на начало текущего года, определенный для месяца и года включения участника в реестр;
ИДт - размер инвестдохода за текущий год, по состоянию на последний отчетный квартал, для конкретных месяца и года включения участника в реестр;
Д - количество дней в текущем году, которые накопления находились в доверительном управлении, до последнего дня последнего месяца последнего отчетного квартала;
Дт - количество дней от начала текущего года до последнего дня последнего месяца последнего отчетного квартала;
ИДф - размер фактически учтенного дохода от инвестирования накоплений.
Полагаем, разработка и утверждение методики расчета вполне соответствует полномочиям Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека". Утверждение такого документа решило бы рассматриваемую проблему, повысило социальную защищенность военнослужащих, обеспечило восстановление их законных прав и снизило напряженность.
Считаем, что недостатки, выявленные Федеральным казначейством, не запрещают производить восстановление за счет бюджета недополученного инвестдохода, напротив, они указывают на необходимость узаконивания порядка и методики расчета сумм для восстановления нарушенных прав военнослужащих.
Приведенная выше формула реализована в нашем калькуляторе: