Государственная Дума Совета Федерального Собрания Российской Федерации 19 февраля 2019 года в третьем чтении приняла законопроект № 546450-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 285 Федерального закона "О статусе военнослужащих.
Законопроект был внесен Правительством РФ (Минобороны) в сентябре 2018 года и претерпел с тех пор существенные изменения. Ранее мы уже писали о первой редакции проекта нормативного правового акта, которым планируется установить запрет военнослужащим, в том числе бывшим, на распространение информации в СМИ и соцсетях.
Предмет регулирования
Законопроектом предлагается внести изменения в ФЗ "О статусе...", ограничив право военнослужащих на свободу слова, а также установить ответственность за нарушение соответствующего запрета.
Кто и что подпадет под запрет и ограничение
Запрет распространяется на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Он распространяется на предоставление информации в СМИ и (или ) распространение ее посредством сети "Интернет" (любые сайты, соцсети, мессенджеры и иные онлайн сервисы).
Недопустимым согласно вносимым изменениям является распространение или предоставление следующей информации:
- информация, позволяющая определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;
- о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
- о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
- о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Исключения
Запрет не распространяется на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:
- если распространение или предоставление информации осуществляется в соответствии с другими федеральными законами (например, ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др.);
- если предоставление информации осуществляется в информационных системах персональных данных (реестр систем и их операторов ведется Роскомнадзором);
- если распространение или предоставление информации входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (имеются в виду прежде всего сотрудники пресс-служб).
Запрет использования персональных электронных устройств
В связи со сложностью выявления и доказывания возможных нарушений Закона предлагается дополнительно установить запрет для военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иметь при себе любые электронные бытовые изделия (телефоны, планшеты, навигаторы, видеорегистраторы, внешние носители информации и т.д.) с функциями хранения информации или подключения изделия к сети "Интернет".
Таким образом под запрет подпадают любые личные устройства, с помощью которых может быть распространен фото, видео, аудиоконтент и данные геолокации.
Указанный запрет распространяется только на период исполнения отдельных обязанностей военной службы: при ведении боевых действий, при несении боевого дежурства (боевой службы), при участии в учениях или походах кораблей, при нахождении на территории воинской части и др. (подпункты "а", "в", "г", "е", "к", "о" и "п" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Опять же, запрет не распространяются на военнослужащих в случае, если электронные устройства используются для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном ведомственными нормативными правовыми актами.
Ответственность за нарушение Закона
Нарушение устанавливаемых в законопроекте запретов предлагается отнести к грубым дисциплинарным проступкам, за совершение которых к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, могут быть применены соответствующие дисциплинарные взыскания (в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации).
По факту совершения грубого дисциплинарного проступка решение о проведении разбирательства принимает командир воинской части.
Если в ходе разбирательства выяснится, что в действиях военнослужащего усматриваются признаки преступления, то об этом уведомляется военный прокурор, руководитель военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.
Напомним, что к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военной образовательной организации;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.