Данная статья не является руководством к действию и не может быть отнесена к официальным разъяснениям.
Цель статьи: раскрыть проблему и акцентировать внимание на возможных рисках с учетом позиции государственных органов, норм закона, судебной практики и обзоров Верховного Суда.
Коротко:
Закон о Статусе предусматривает, что военнослужащим может предоставляться только одна социальная гарантия по их выбору. Предоставление средств ЦЖЗ или накоплений с именного счета согласно ФЗ о НИС является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. Таким образом, участник НИС, оформляя ЦЖЗ или получая накопления, по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, а значит, утрачивает право на получение компенсации за наем (поднаем) или служебное жилье.
Сохранение права на «служебку» или поднаем может привести к сверхнормативному обеспечению жильем.
Это нормы закона, но у ряда государственных органов свое мнение на этот счет, о чем мы расскажем в конце статьи.
Предыстория
В начале 2019 года появилась информация, которая озадачила ряд военнослужащих:
При реализации военной ипотеки можно лишиться поднаема и служебки, причем независимо от того, по месту службы или же на значительном удалении приобретено жилье
Озабоченность понятна: до этого считалось и поддерживалось на уровне подразделений жилищного обеспечения, что право на служебное жилье сохраняется, если приобрести жилье не по месту службы.
Исходя из этого ряд военнослужащих:
- приобретали жилье в инвестиционно-привлекательных регионах
(Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Краснодарский край, Крым), т.е вкладывали накопления в растущее в цене жилье - приобретали квартиры с целью последующей их сдачи в аренду
- приобретали жилье для проживания родственников или для своего проживания по окончанию службы.
Такие военнослужащие закономерно рассчитывали, что после реализации военной ипотеки по месту службы за ними сохранится служебное жилье или компенсация за поднаем.
Нормы закона и судебная практика
Почему военнослужащие, приобретая жилье не по месту службы, рискуют лишиться поднаема и служебного жилья
Для погружения в суть рассматриваемого вопроса рекомендуем ознакомиться со следующими документами:
- раздел IV (Специализированный жилищный фонд) Жилищного кодекса Российской Федерации
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019
- определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 202-КГ18-2
- Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
- Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Право военнослужащих на жилище установлено Законом о Статусе, согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 15 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Законом о НИС являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о НИС является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 (накопления, ЦЖЗ, допсредства), или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 (покупка квартиры, жилого дома), является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
При этом в силу п. 3 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем).
В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом о Статусе.
То обстоятельство, что жилое помещение приобретено не по месту военной службы, указанных выше норм не отменяет.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона о Статусе военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
При таких данных реализация военнослужащим права на жилье посредством получения накоплений, средств ЦЖЗ и(или) допсредств, согласно судебной практике, исключает обеспечение его служебным жилым помещением и предоставление ему компенсации за наем (поднаем) по месту военной службы.
Одновременное предоставление военнослужащему жилья по двум основаниям привело бы к сверхнормативному обеспечению жильем.
Т.е. реализовав НИС, военнослужащий может считаться обеспеченным жильем по месту службы (в принципе обеспеченным жильем).
Считаем, что написанное выше не распространяется на случаи, когда военнослужащий реализовал НИС, но впоследствии его переводят на новое место службы. В этих случаях, считаем, право на служебное жилье и поднаем имеется.
Позиция государственных органов
Комитет Государственной Думы по обороне
(позиция изложена в ответе на обращение участника НИС № 3.14-14/405 от 17.04.2019)
В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.
Росгвардия
В июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.
Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) - для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) - для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.
Выводы
Единой, четко сформулированной позиции (от закона, до ведомственных нормативных правовых актов и методических документов, а также правоприменительной практики) по спорному вопросу пока не наблюдается.
Вместе с тем, риск лишения служебного жилья и компенсации за поднаем нельзя списывать со счетов.
Рекомендуем критически относиться к утверждениям отдельных специалистов и юристов, что никаких рисков нет и быть не может.
Они есть и объективно подтверждаются, по крайней мере, данными наших опросов (https://vk.com/wall-30713505_58006).
Ждем новых официальных комментариев от государственных органов, включая контрольные и надзорные. Обязательно будем держать вас в курсе новостей.
Напоминаем, что все разъяснения и правила военной ипотеки вы можете найти в нашей базе знаний: https://mlds.ru/wiki/voennaya-ipoteka.php