15 лет назад, 20 августа 2004 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Стоит отметить, что законопроект был принят довольно быстро:
- 23 марта 2004 года на совещании в Министерстве обороны Президент Российской Федерации дал поручение о переходе с 1 января 2005 года к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны
- 4 июня 2004 года законопроект уже был внесен в Государственную Думу
- 2 июля законопроект принят в первом чтении, 31 июля - во втором и 5 августа уже был направлен в Совет Федерации, где был одобрен в течение 3 дней.
- 20 августа закон был подписан и 25 августа официально опубликован.
Основные принципы, заложенные в НИС
Согласно пояснительной записке к законопроекту, ограниченные возможности федерального бюджета не позволяли реализовать в полном объеме установленные законодательством права военнослужащих по обеспечению жильем. Это и послужило основным толчком к переходу к военной ипотеке.
Предметом правового регулирования и целью законопроекта являются отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании.
Участники НИС
Законопроектом предусматривалось, что участниками накопительно-ипотечной системы становятся:
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, в том числе заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года;
- офицеры, призванные на военную службу из запаса, или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года;
- прапорщики и мичманы, по достижении ими трех лет общей продолжительности военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
В целом, категории участников за 15 лет не изменились, но были уточнены и расширены основания для включения в реестр. В частности, был закреплен порядок восстановления в НИС при повторном поступлении на службу, внесены оговорки о невозможности участия в НИС уже обеспеченных жильем за счет бюджета, рядовой и сержантский состав с 2020 года отнесены к обязательной категории участников.
Новая, расширенная форма жилищного обеспечения
При подготовке законопроекта учитывался принцип поддержания доверия военнослужащих к закону и действиям государства, имея ввиду не только необходимость максимального сохранения действующей системы социальных льгот и гарантий военнослужащих, но также расширения действенных форм и способов их жилищного обеспечения.
Так, права участника НИС на денежные средства не зависят от наличия у военнослужащего или членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания. Эта норма уравнивает социальные права военнослужащих и расширяет мотивацию прохождения военной службы по контракту за счет возможности получения военнослужащим, имеющим жилье для постоянного проживания, дополнительных денежных средств для улучшения своих жилищных условий.
Принципиально новой формой реализации военнослужащим права на жилище стала возможность приобретения жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья.
Вместе с тем, в настоящее время рассматриваются поправки в закон, предусматривающие перемещение 3-летней планки в сторону 10 календарных лет службы по контракту.
Право на накопления
Законопроектом были заложены следующие основные принципы:
- возможность получить допсредства и полную расчетную сумму накоплений до 20 лет выслуги при досрочном увольнении с военной службы
- поступление накоплений в течение всей службы
- ежегодная индексация накопительных взносов на уровне не ниже инфляции и инвестирование накоплений
- возникновение права на накопления при выслуге 20 лет и более, а также в случае досрочного увольнения по льготным основаниям
Кроме того, как и в настоящее время, более половины текста закона занимал раздел, описывающий порядок и правила инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Что изменилось в законе за последние годы
основные изменения 2016 года
основные изменения 2017 года (один, два)
основные изменения 2019 года (в том числе, планируемые)
Кто принимал участие в разработке и согласовании закона о военной ипотеке
В Государственной Думе и Совете Федерации от имени Правительства законопроект представлял директор Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития России Путилин Владислав Николаевич.
Ответственными комитетами были назначены Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитет Государственной Думы по обороне, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Комитет Государственной Думы по собственности.
Проект закона согласован Минэкономразвития России (Г.О.Греф), Минфином России (А.Л.Кудрин), Минобороны России (С.Б.Иванов), МВД России (Р.Г.Нургалиев), МЧС России (С.К.Шойгу), ФСБ России (Н.П.Патрушев), СВР России (С.Н.Лебедев), ФСО России (Е.А.Муров), Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (В.Б.Христенко), ФСФР России (В.Ю.Стрельцов), Федеральной антимонопольной службой (А.Ю.Цариков) и прошел правовую экспертизу в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации (Л.И.Брычева), в Минюсте России (Ю.Я.Чайка) и в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Т.Я.Хабриева).